Турбированный мотоцикл

История одного мотоциклиста, который смог:

Посвящается всем кто крутил пальцам у виска

и говорил что мой двигатель расплавится после

установки турбокомпрессора и стечет на асфальт.

 

После долгого ожидания, настал тот счастливый день, когда тучи разошлись, выглянуло солнце, и курьер почты все же привез мне все, что нужно для осуществления трансформации моего мотоцикла Yamaha WR250X.

Ликбез: Yamaha WR250X – это мотоцикл, относящийся к классу мотардов. Мотарды в свою очередь являются легкими мотоциклами, у которых высокая подвеска и обычная резина для передвижения по городу. Данный класс предназначен для лихой езды по небольшим горкам, асфальту (так же с небольшими горками Welcome to Russia), бездорожью и лестницам.

Цель изменений: добиться 75% прибавки к мощности и 54 л.с. на пике.

Для этого мне и моим друзьям понадобится подготовить мотоцикл  к последующей установке малюсенькой турбины.

Для начала немного расчетов, дабы доказать, что решение об установки турбины было принято мною из вполне реалистичных ожиданий, а не по причине того что за эту идею проголосовали тараканы в моей голове.

Чуть ниже приведен график, наглядно демонстрирующий мощность двигателя в различных модификациях. Красным цветом обозначена динамика прямотока, а синим с использованием турбины. Из него понятно, что турбина уступает прямотоку только на малых оборотах, в то время как на пике показывает просто фантастические результаты.

Приступая к работе.

Для начала следуя букве инструкции нам необходимо, избавиться от всего от чего нужно избавится (прям как в Гарри Поттере). Говоря проще: «Снимите с мотоцикла все что сможете». К слову, это только первый пункт из предстоящих 25, включающих в себя демонтаж/монтаж, пайку, напилинг, настройку и хирургию двигателя. Сделать все самому у вас скорее всего не получится. Понадобится квалифицированная помощь в лице автомастерских, без которых сделать определенные операции невозможно, если вы не кудесник.

После того как с мотоцикла снимут всю косметику (пластик) необходимо установить воздушный фильтр. Сам по себе это процесс очень легкий, но его исполнению мешает буквально все. Очень долго придется разбирать двигатель, чтобы подобраться к заветному месту и от него проложить вакуумную магистраль. На все про все у нас ушло около часа. Большую часть мы потратили на то чтобы достать пластиковый короб в котором находится вся электроника и воздушная система. Для этого пришлось снимать бак и кучу пластика, который на первый взгляд не мешает.

К слову, к концу установки турбины на мотоцикл мы избавимся от всех трубок, фильтров и клапанов.

Запаситесь терпением. На то чтобы снять коробку вам понадобится не 5 и не 10 минут. Можно голову сломать пока ее достанешь. Мы с товарищами уверены что в аду всех механиков бесконечно заставляют снимать и устанавливать обратно эту чертову коробку. Как человек прошедший через этот кошмар и опаливший свою шкуру могу дать совет: не стоит пытаться достать ее целиком, сразу располовиньте ее внутри рамы, а лишь потом вытаскивайте по частям.

Во время этого не прекращающегося аттракциона попутно меняйте все технические жидкости. Подача и качество масла априори должна быть на высоком уровне. Без него турбина сразу же сломается. Масляной контур турбины в нашем случае врезается прямиком в масляной контур двигателя, тем самым передавая ему часть тепла от турбины.

Данная процедура является наиболее ответственной и ее должна проделать опытная рука мастера. Необходимо просверлить в крышке масляного фильтра отверстие и сделать в нем резьбу для фитинг. Крышка очень хрупкая и если ее повредить то придется ждать пока привезут новую. Сверление крышки это что-то вроде Рубикона, назад дороги после него нет.

Бережно зажимает крышку в тесках, помните излишнее усилие способна ее расколоть.

Затем пробойником аккуратно делаем отметку по центру и начиная с самого маленького сверла на малых оборотах начинаем сверлить. Для этих целей я специально искал по городу дюймовый метчик и сверло.

Далее следует нанесение резьбы. Тут вам не поможет ни какая автоматизация. Все придется делать вручную, медленно и аккуратно. Дабы, не раздало метал и не повело метчик, обильно подливаем масло.

Затем процедуры становятся чуть проще и легче. Готовую деталь промываем, чистим  и полируем. Резьбу смазываем тефлоновым герметиком и затем устанавливаем на мотоцикл.

После этого можно переходить непосредственно к монтажу турбины и других систем. Турбина крепится к впускному колектору прикручиваясь к двигателю. Отработанные газы, поступающие через это колено, раскручивают крыльчатку примерно до 100 тыс. оборотов за минуту. Через вал эта скорость передается на вторую крыльчатку всасывающую воздух и сдавливающую его  перед впускным клапаном. Выхлопные газы покидает турбину через фланец и попадают прямиком в глушитель.

На снимке ниже видна практически полностью установленная турбина.

Когда давление в трубе будет превышать расчетное, открывается клапан, направляющий выхлопные газы в обход турбокомпрессора из-за чего давление падает, тем самым сохраняя рабочее напряжение.

На систему впуска устанавливается одновременно несколько средств контроля, а на руль выводится такой вот датчик, отображающий текущее давление.

За управление работы двигателя отвечает  пауэркоммандер в котором вставлена специальной картой. Со слов производителя турбины, он провел 5 дней на испытательном стенде, гоняя мотор в различных режимах для вычисления идеальной топливной карты.

За ним на фото виден резервуар-компрессор. Его установка это лучшая тренировка для мелкой моторики пальцев и развития пространственного мышления. В общем, ничего тривиального. В голове хочешь, не хочешь, а всплывает анекдот про гинеколога, поменявшего свечи через выхлопную трубу.

Не далеко от пауэркоммандера устанавливается вакуумный датчик. Он припаивается к питанию датчика газа, а сигнальный провод уже от него идет в аналоговый вход пауэркоммандера.

После сбора всей этой электро-магии ее снова засовывают назад в потаённое место, то есть туда, где оно было, в короб воздушного фильтра.

Согласно инструкции производителя полная сборка (сюда не входит подготовительный процесс) должна занять примерно 3-4 часа, но это в идеале. Силами профессиональных  автомехаников нам удалось проделать это за 8, но стоит учитывать что подобную операцию по увеличению мощности они проделывали впервые. После сборки первым делом естественно мы решили протестировать результат. Для этого выкатили турбо-зверя на улицу и запаслись двумя огнетушителями. Ведь ошибки в 4 пунктах из 25 приведут к необратимым последствиям – уничтожению двигателя. Так что проверили все дважды.

И наконец, то ради чего все это делалось, запуск. Турбина работает восхитительно или даже охренитительно. При этом сам мотоцикл стал работать намного тише. Проверяем еще некоторое время, дабы убедится что он не загорится под вами и только потом ставим бак, весь пластик и сидение на место. Турбо-мотард готов.

Ответы на FAQ от владельца мотоцикла с установленной на нем турбиной.
Сколько стоило все вместе?
Все вместе учитывая доставку и постороннюю помощь стоило примерно 80000 рублей. Естественно без стоимости мотоцикла.
Как прет/валит/работает?
До установки турбины мой мотоцикл был не из слабых и на нем было приятно ездить, но теперь это просто ураган. Нельзя даже сравнивать. После 4000 обортов идет подхват турбины и тут уже остаеться только крепче вцепится за руль. Мотодор тянет вперед гораздо сильнее.

Каков ресурс сего чуда и когда расплавится мотор?
Производитель уверяет, что некоторые мотовладельцы проезжали вплоть до 10000 миль. Я думаю мне хватит на долго, из-за того что объем двигателя небольшой, а метала на нем много. Ресурс в потенциале очень большой. Хотя после установки турбины заметен один не то что минус, но возросшее требование – менять масло нужно в два раза чаще.