Факторы влияющие на срок службы турбокомпрессора

Опыт ремонта турбокомпрессоров показывает что причиной порядка 40% повреждений является попадание постороннего предмета на лопатки турбинного или компрессорного колеса (воздушной крыльчатки). Причиной еще 40% повреждений является неисправность охлаждающей системы подачи масла. На оставшиеся 20% повреждений приходятся все остальные возможные причины.

Неисправности вызванные постороними предметами в турбокомпрессоре

 К наиболее часто попадающим на лопатки колеса турбины предметам относятся:

  • Плохо установленная прокладка. Ее части в процессе эксплуатации могут оторваться и затянутся вовнутрь выпускного коллектора.
  • Отломившиеся части камеры сгорания и клапанов
  • Запчасти, которые падают во впускной коллектор во время замены турбокомпрессора:

-гайки, болты, шайбы

  • Части поршней ДВС, которые обламались

Вне зависимости от размера любого из этих предметов, попадание их в турбинное колесо  приведёт к нанесению значительного урона.

Компрессорное колесо страдает от попадания посторонних предметов гораздо реже чем турбинное. Тем не менее если это происходит, ущерб  ему наносится такой же сильный.

К предметам, попадающим в компрессорное колесо (холодная улитка) относятся:

  • Запчасти, которые падают во впускной патрубок во время замены турбокомпрессора:

-гайки, болты, шайбы

  • Оторвавшиеся от впускных патрубков кусочки армирующей проволоки или резины
  • Элементы воздушного фильтра

Неисправности системы смазки

Крайне важным условием для нормальной работы турбокомпрессора является постоянная подача масла на соответствующем уровне в подшипники. При этом перед подачей масла оно обязательно должно пройти через фильтр. Чистое масло в подающиеся постоянно в достаточном количестве гарантирует то что подшипники прослужат тысячи часов без замены из-за износа. Существует всего несколько причин неисправности системы смазки, способных вызвать повреждения турбокомпрессора. Они приведены ниже от большей вероятности к меньшей:

  1. Отложение в трубопроводах – это наиболее часто встречающаяся причина, из-за которой ТКР может сломаться. Отложения существенно уменьшают диаметр проходного сечения и в редких случаях забивают его полностью.
  2. Загибы и пережатия в трубопроводах. К этому пункту не нужно особых объяснений, но, тем не менее, проверяя состояние смазочной системы именно на него нужно обращать внимание в первую очередь, поскольку он может стать причинной двух других.
  3. Не герметическое соединение масло подающих трубок. Происходит из-за некачественной сборки, повышенного давления или износа.

Повреждение турбокомпрессора может произойти и в более экзотической ситуации, например: на большой высоте относительно уровня моря, где температура воздуха аномально высокая. Так абсолютно любой двигатель, работающий на предельно допустимой для себя температуре на уровне моря, очень быстро превысит эту самую температуру на высоте в полторы тысячи метров над уровнем моря. Это произойдет по ряду причин связанных с низким давлением:

  • Колесо турбины увеличит максимальную скорость вращения
  • Низкое давление не позволяет охлаждать двигатель в тех же объемах как и в нормальных условия.
  • Взрывная смесь становится бедной
  • Появляется эффект позднего зажигания и момента впрыска

Согласно требованиям производителя перед подъемом на высоту требуется изменить режим подачи топлива.

Повышенное сопративление на впуске

Еще одной причинной поломки турбокомпрессора может быть повышенное сопротивление на впуске и как следствие уменьшение количества воздуха, который поступает в цилиндры и в результате повышению температуры отработанных газов.  К  повышенному сопротивлению на впуске может привести целый ряд причин:

  • Забитый или бракованный воздушный фильтр
  • Поврежденные соединения
  • Недостаток диаметра патрубка

Следует в точности исполнять требования производителя и менять воздушный фильтр в заданные сроки или по пришествию определенного километража, дабы грязь не откладывалась внутри компрессорного колеса, что в свою очередь  приводит к снижению поступающего воздуха в цилиндры и последующему перегреву. К аналогичному эффекту приводят прокладки во впускном коллекторе, которые неплотно прилегают.

Таким образом, поломку турбокомпрессора можно почти полностью исключить, соблюдая правила эксплуатации  и не допуская попадания посторонних предметов вовнутрь корпуса на лопасти компрессорного и турбинного колеса, обеспечив подачу хорошего качественного масла в необходимом объеме и соблюдение допустимых температурных порогов для нормальной работы.

Статьи по теме:

Характерные поломки/повреждения деталей турбокомпрессора

Диагностика турбокомпрессора без снятия с двигателя

Идентификация ротора маркировка турбокомпрессора