Развитие турбокомпрессоров

Ярославский автотракторный завод впервые в истории нашей страны в 1963 году  начал серийное производство для тракторов К-700 турбонаддувов ЯМЗ-238НБ. Чуть позже для карьерных самосвалов завода Белаз они же организовали производство турбокомпрессоров ЯМЗ-240Н с 12-тью цилиндровыми дизелями, а для автомобилей Краз и МАЗ турбонаддувов ЯМЗ-238П, 238Н и 238Ф с восьмью дизельными цилиндрами.

История самих же турбокомпрессоров началась задолго до этого. Изначально газотурбинный наддув был немного похож на современный турбокомпрессор и имел чрезвычайно разнообразную конструкцию, из-за чего сложно было классифицировать все его виды в одну категорию. Турбины и узлы подшипников различались кардинально, но постепенное и непрерывное исследование газодинамических процессов в совокупности с достижениями в области высокоскоростных подшипников, производства более совершенной аэродинамической конструкции проточных частей и более надежных узлов подшипников привели к тому, что упростилась многокомпонентная структура турбокомпрессора. Это позволило применять упрощенную структуру одновременно в форсированных дизельных двигателях и в двигателях применяемых массово, чьими характеристиками являются долговечность, высокая эффективность и простота в обслуживании.

На первый взгляд кажущиеся простота и схожесть современных турбокомпрессоров это заслуга исследователей целых отраслей науки и техники, многих лет упорного и тяжелого труда сотен специалистов металлургии и машиностроения.  Плодами их кропотливой работы пользуется весь мир и без них нельзя представить как выглядела бы наша цивилизация сейчас.

Статьи по теме:

На что нужно смотреть при покупке турбированного автомобиля?

Турбокомпрессор.